Площадь нового микрорайона составит около 126 гектаров. С запада он будет граничить
с проспектом Дзержинского, через дорогу — с микрорайонами Малиновка-1 и Малиновка-9.
С юга его окаймляет Минская кольцевая автомобильная дорога, восточнее жилой район
ограничен железнодорожной линией Минск-Барановичи. Севернее размещена деревня
Дружба, которая граничит с Лошицкой водно-зеленой системой.
Сам же район естественным тальвегом делится на три части. По структурно-планировочному
делению проектируемая территория относится к жилому району микрорайонного типа с
квартальной организацией групп жилых домов. «Раньше строились районы, где одна жилая
группа как бы перетекала в другую, дворы получались более открытыми. А здесь дворы будут
квартального типа, более уютными, со своими въездами. И если посмотреть на район сверху,
то видно, как эти жилые кварталы, школы, магазины «нанизываются» на пешеходные дорожки,
уходящие прямо к месту отдыха у водохранилища», — рассказывает главный архитектор проекта
Михаил Ключенович:
И действительно, территория всего района представлена как единый градостроительный
ансамбль: жилые кварталы соединены широкими удобными пешеходными аллеями, вдоль
которых разместятся социально-бытовые учреждения. Жилые дома, чтобы не возникало
дискомфорта от шума транспорта, будут размещены на значительном расстоянии от кольцевой
и железной дорог в соответствии с существующими нормами. Кроме этого между железной
дорогой и жилой зоной будут возведены гаражи-этажерки для парковки личного автотранспорта
жителей. Шесть паркингов емкостью 800 машино-мест каждый решат сразу две проблемы —
шумоизоляции и парковки. А со стороны кольцевой дороги жилая застройка будет отделена
зоной общественного центра с учреждениями управления, финансово-делового назначения,
бытового обслуживания населения.
С точки зрения транспортного обслуживания этот район уникален, так как он будет обеспечен
всеми видами городского транспорта. Вдоль проспекта Дзержинского будет проложена новая
линия метрополитена (она уже проектируется). С противоположной стороны на железнодорожной
линии будет размещена станция пригородного электротранспорта «Курасовщина». Появятся
новые автобусные, троллейбусные маршруты, планируется провести сюда даже трамвайную (!)
линию. Так что жители смогут легко и быстро добираться как в центр города, так и в пригородные
зоны отдыха.
В центре жилой застройки по проспекту Дзержинского будет размещен основной общественный
центр района, организовано культурно-бытовое обслуживание, будут построены магазины,
молодежные центры, спортивные клубы, медицинские учреждения. Территория общественного
центра органично вплетена в ландшафтно-рекреационную зону.
При создании проекта учтены все требования по озеленению района, доступности общественных
учреждений, а также инсоляции. Последняя определяет количество дневного света, которое должно
поступать в квартиры, и наряду с другими факторами влияет на расположение домов.
Проектом микрорайона Дружба предусмотрено и возведение кварталов для людей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, инвалидов и престарелых. Учтены особенности их передвижения,
доступность транспорта и социально-бытовых центров.
Со стороны МКАД въезд в город формируется созданием доминирующего ансамбля,
замыкающего все главные панорамы города. Он пространственно взаимоувязан со сложившейся
застройкой Малиновки и будет напоминать ворота. Застройка решена как симметричный
градостроительный комплекс, включающий 12, 16, и 22-этажные здания, размещенные со
стороны выезда и въезда в город и объединенные протяженными объемами вдоль проспекта.
Эту идею въездной части со стороны МКАД позже предполагается развить в более конкретных
(объемных) проектах.
Две трети всей территории района планируется занять панельными домами минских заводов
КПД общей площадью 32 814 кв.м, а вдоль проспекта Дзержинского будут построены дома
каркасного типа со свободной планировкой (167,88 кв.м). Внешний вид жилых и общественных
зданий, конструктивные системы будут разрабатываться объемными мастерскими, так же как
и конструктивные особенности зданий. На основе существующих проектов панельных серий
домов будут разрабатываться индивидуальные архитектурные и конструктивные элементы
(эркеры, проемы, индивидуально встроенный культбыт и др.). Планировка квартир в соответствии
с новыми тенденциями и потребностями населения все более совершенствуется. В них увеличится
площадь жилых комнат, появится новый элемент планировки — столовая, соединенная с кухней.
В заключение отметим, что концепция планировки жилого микрорайона Дружба в целом
одобрена Архитектурно-градостроительным советом при Главном архитекторе столицы.
Сейчас очередь за проектированием отдельных кварталов и зданий (в ближайшее время будут
проведены соответствующие конкурсы). Строительство подъездных путей к району планируется
начать уже в текущем году, а с 2006 года планируется приступить к возведению первых жилых
зданий. |
|